Положение о школе обучения навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами («Школа ухода»)
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 10 декабря 1995 г. №195- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», закона Нижегородской области от 5 мая 2005 г. №40-з «О государственном социальном обслуживании населения, постановлением Правительства Нижегородской области от 25 августа 2006 г. №277 «О порядке деятельности государственных Учреждений Нижегородской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», от 8 августа 2006 г. №252 «О порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»
1.2. Настоящее положение определяет порядок и регулирует деятельность Школы обучения навыкам общего ухода за пожилыми людьми и инвалидами (далее – «Школа ухода»), с целью сохранения, укрепления здоровья, поддержания эмоционально – психологического состояния граждан пожилого возраста, инвалидов и повышения качества ухода за пожилыми гражданами, инвалидами в домашних условиях и созданной в Государственном бюджетном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района» (далее – Центр).
1.3. «Школа ухода» не является самостоятельным структурным подразделением Центра и может входить в состав:
а) отделения социально – медицинского обслуживания на дому;
1.4. В своей деятельности «Школа ухода» руководствуется уставом Центра, положением о структурном подразделении, в состав которого входит Школа ухода и положением о Школе ухода.
1.5. Школа ухода создается и ликвидируется приказом директора Центра.
1.6. Услуги по обучению навыкам общего ухода за пожилыми гражданами инвалидами в «Школе ухода» предоставляются социальным работникам, медицинским сестрам, инвалидам, родственникам лиц с ограниченными возможностями здоровья, добровольцам и другим лицам, осуществляющим уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому.
1.7. Обучение навыкам общего ухода в «Школе ухода» осуществляется бесплатно.
1.8.Обучение навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами в «Школе ухода» проводится с социальными работниками, медицинскими сестрами, инвалидами, родственниками лиц с ограниченными возможностями здоровья, добровольцами и другими лицами, осуществляющими уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому.
1.9.Информация о Школе ухода размещается на информационных стендах Центра, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикуется и размещается в средствах массовой информации.
1.10. Основная цель «Школы ухода»:
- достижение оптимально возможного уровня жизни и социальной адаптации инвалида или пожилого человека, в привычной для них домашней обстановке в окружении семьи;
- повышение эффективности социально-реабилитационных мероприятий;
- создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности;
- формирование личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям и мотивации на здоровье, побуждающих к активной жизни в социуме;
- расширение возможности трудоустройства, обучения родственникам, осуществляющим уход за инвалидами или пожилым человеком;
- снижение потребности в услугах лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания инвалидов, граждан пожилого возраста, оказывающих реабилитационные услуги.
1.11. Основная задача «Школы ухода»:
1.11.1 Обучение социальных работников, медицинских сестер, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями здоровья, добровольцев и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому:
- навыкам общего ухода;
- методам контроля за изменениями состояния здоровья инвалида или пожилого человека, перенесшего тяжёлое заболевание;
- профилактики осложнений;
- принципам общего ухода;
- принципам правильного позиционирования;
- методам дезинфекции;
- навыкам медицинских манипуляций;
- методам самообслуживания и самоконтроля.
1.11.2. Использование технических средств реабилитации:
- методам предотвращения или коррекции всевозможных дезадаптивных состояний, возникающих у родственников, осуществляющих уход за инвалидом, пожилым человеком;
- информирование и консультирование родственников, осуществляющих уход, по вопросам реабилитации.
1.11.3.Оказание юридической помощи в вопросах социального обслуживания, социальной защиты инвалидов, пожилых граждан;
1.11.4. Информирование о видах и формах социальной помощи;
1.11.5.Информирование по осуществлению связей с лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, общественными организациями.
2. Порядок деятельности «Школы ухода»
2.1. Обучение в «Школе ухода» предусматривает индивидуально-групповые занятия.
2.2. Численный состав участников группы от 1 до 25 человек.
2.3. Продолжительность обучения 5 дней. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
2.4. Продолжительность одного занятия 1 час.
2.5. Организация занятий возлагается на заведующих отделениями социально-медицинского обслуживания.
2.6. К проведению занятий могут привлекаться специалисты лечебно-профилактических учреждений, медицинских учебных заведений (колледжей, ВУЗов).
2.7. Обучение включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков ухода за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению.
2.8. Руководство работой Школы ухода осуществляет заведующий отделением структурного подразделения Центра, в которое входит Школа ухода (далее – заведующий отделением).
В обязанности заведующего отделением входит:
- работа с лечебно-профилактическим учреждением, общественными организациями, населением по выявлению, нуждающихся граждан в обучении в «Школе ухода»;
- ведение утвержденной документации, составление отчета (квартал, год (Приложение №1-5) и в соответствии с Регламентом (приложение 6).
2.9.Обучение социальных работников, медицинских сестер, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями здоровья, добровольцев и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому проводится в соответствии с утвержденной директором Центра программой Школы ухода и согласованной с главным врачом МУЗЦРБ « Павловская ЦРБ» (Приложение 7).
3. Контроль за исполнением работы
3.1. Контроль за организацией работы по обучению и правильным ведением документации проводится комиссией по контролю качества предоставляемых социальных услуг не ранее 1 раза в год с обязательным оформлением Акта проверки.
Регламент
взаимодействия ГБУ «ЦСОГПВИИ Павловского района» и муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Павловская ЦРБ» рамках реализации мероприятий по реализации «Школ ухода»
1. Общие положения
Регламент взаимодействия Государственного бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района» (далее – Центр) и муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение (далее - ЦРБ) в рамках реализации мероприятий по организации Школы обучения навыкам общего ухода за пожилыми людьми и инвалидами (далее – «Школа ухода») (далее – Регламент) направлен на повышение качества услуг в сфере здравоохранения и социальной защиты инвалидов, лиц пожилого возраста, нуждающихся в медико-социальном уходе.
Регламент определяет порядок и организацию взаимодействия Центра и ЦРБ.
При осуществлении взаимодействия в рамках Регламента участники взаимодействия руководствуются действующим законодательством, Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также приказами главного врача ЦРБ.
2. Направления взаимодействия
Взаимодействие в рамках Регламента осуществляется по следующим основным направлениям:
2.2.1. планирование, координация и проведение совместных мероприятий, направленных на реализацию полномочий участников взаимодействия;
2.2.2. обмен информацией, представляющих взаимный интерес, в целях обеспечения и повышения эффективности реализуемых полномочий.
3. Порядок взаимодействия
3.1. ЦРБ:
3.1.1. организует и проводит мониторинг количества инвалидов, лиц пожилого возраста, родственников лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в медико-социальном уходе и обучении на базе Центра;
3.1.2. предоставляет в Центр списки инвалидов, лиц пожилого возраста, родственников лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в медико-социальном уходе и обучении в Центре;
3.1.3. согласовывает тематические учебные планы и графики занятий по обучению социальных работников, медицинских работников, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями на базе Центра;
3.1.4. в соответствии с темами и графиками занятий специалисты ЦРБ принимают участие в обучении.
3.2. Центр:
3.2.1. разрабатывает тематические учебные планы занятий по обучению социальных работников, медицинских работников, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями;
3.2.2. составляет графики обучения социальных работников, медицинских работников, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями на базе комнат социально-бытовой адаптации;
3.2.3. организует обучение социальных работников, медицинских работников, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями на базе Центра в соответствии с утвержденными графиками;
3.2.4. проведение специалистами Центра оценки потребности у граждан пожилого возраста и инвалидов в надомном обслуживании и в обучении навыкам общего ухода;
3.2.5. проведение специалистами Центра консультации на базе лечебно-профилактического учреждения;
3.2.6. создание и ведение базы данных прошедших курсы обучения в «Школе ухода»;
3.2.8. подготовка материала содержащего информацию для населения об организации «Школ ухода»;
3.2.9. информирование населения через СМИ о предоставлении услуг по обучению инвалидов, родственников и др. лиц навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами.
Программа «Школы ухода»
1. Процесс старения
2. Наиболее характерные заболевания у лиц пожилого возраста, особенности их течения.
3. Общий уход за пожилыми людьми. Рекомендации по уходу за пожилыми людьми, страдающие хроническими заболеванием.
- Гипертония
- Сахарный диабет
- Артроз
- Артрит
4. Кормление лежачего больного
5. Пересаживание больного с кровати на прикроватный стул, либо кресло каталку.
6. Уход за неподвижными больными
- Приготовление постели
- Подача судна, мочеприемника больному
- Обработка кожи больных
- Смена постельного белья
- Смена постельного белья
- Смена нательного белья
- Замена памперса
7. Профилактика пролежней, особенности ухода за лежачими больными
8.Простейщие манипуляции в домашних условиях
- Измерение артериального давления
- Измерение температуры тела
- Постановка местного согревающего компресса
- Определение пульса на лучевой артерии и его характеристика
9. Элементы ухода при нарушении процессов дыхания и кровообращения
10. Оказание неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы
11. Оказание неотложной помощи при гипертоническом кризе и подозрении на острое нарушение мозгового кровообращения
12. Оказание неотложной помощи при приступе острой сердечной недостаточности
13. Оказание неотложной помощи при обмороке
14. Остановка кровотечения
15. Простейшая физиотерапия: ингаляции, компрессы, горчичники, ножные ванны. Приготовление грелки, применения пузыря со льдом.
16. Зачетное занятие.